Если учитель соединяет в себе любовь

к делу и к ученикам, он – совершенный учитель.

                                                                                                                Л.Н.Толстой

В мире очень много профессий, и в каждой профессии есть своя династия. Династии учителей – это особая тема для обсуждений, это гордость и семьи, и даже всей страны. Учитель - это человек творческий, обладающий огромной душевной щедростью, любовью к детям и безграничной преданностью своему делу. Каким же нужно быть смелым, умным, терпеливым, выдержанным, чтобы в современном мире быть учителем. Профессия педагога нелегка, но дети и внуки учителей идут по этому пути, несмотря на трудности и препятствия.

Профессия педагога не всегда выбирается случайно, по призванию или по стечению обстоятельств и интересов. В некоторых случаях профессия педагога передается из поколения в поколение, способствуя формированию уникального явления – педагогической династии. В таком случае образование становится у истоков семейных традиций и профессиональных устремлений: несколько поколений одной семьи посвящают жизнь преподавательской деятельности.

Педагогическая династия Ахтямовых/Ахметшиных зародилась благодаря самому главному ее представителю Ахметшину Мубаряку Идиятовичу,  учителю истории, директору школы. Родился он 16 февраля 1911 г в деревне Урмекей, Кандринского района, республики Башкортостан.

Мубаряк Идиятович  - Ветеран народного образования, участник Великой Отечественной войны. Закончил Миловский сельхозтехникум, в 1939 году – Уфимский педагогический институт.         С 28 августа 1941 г. по 27 августа 1946 г. – служил в рядах Советской Армии. Воевал на западном фронте.

            После службы в Армии работал в Кармаскалинском районе Башкортостана учителем истории и географии, завучем школы. В 1939 году назначен директором школы села Туктагул, Кадринского района. С 17 октября 1940 года назначен заведующим Кандринского районного отдела народного образования.

На фронт Мубаряк Идиятович ушёл в августе 1941 года, на следующий день после районной конференции учителей. Был артиллеристом, комиссаром дивизиона, командиром батареи.

С 28 августа 1941 года по 27 августа 1946 года – служил в рядах Советской Армии. Воевал на западном фронте.

Долгожданную Победу в мае 1945 года Мубаряку Идиятовичу не суждено было отпраздновать в кругу своей семьи, так как с марта 1945 года ему пришлось продолжить боевой путь командиром роты на Дальневосточном фронте, где громил японских милитаристов, участвуя в Советско-Японской войне.

Мубаряк Идиятович был контужен и ранен в бою под городом Великие Луки.

Вот что он писал своим сыновьям с фронта: «Мои дорогие сыновья! Пишет вам ваш отец артиллерист, комиссар дивизиона. Мы будем бороться до Победы над германским фашизмом и обязательно уничтожим его. Мой вам завет: растите, учитесь, будьте смелыми, сильными, честными, достойными детьми нашей Родины».

Вернулся с войны в августе 1946 года в звании гвардии капитана с орденами Отечественной войны первой степени и Красной звезды, боевыми медалями: медаль за победу над Германией, медаль за победу над Японией.

Продолжил любимую педагогическую работу: был директором школы, руководил отделом народного образования, находится на партийной работе. С 10 февраля 1954 г. по 27 августа 1956 года работал секретарем Кандринского райкома КПСС. Затем 5 лет возглавлял Ермухаметовскую сельскую школу Туймазинского района, до выхода на пенсию (1971 год) работал директором школы рабочей молодежи районного поселка Кандры.

Вместе с супругой, Ахметшиной Муслимой Таухитдиновной,  учителем начальных классов, проработавшей в селе Туктагул Кадринского района с 1953 по 1960 год,  они воспитали 5 детей: 4 сыновей и дочь. Выросли из них 2 врача, медсестра, инженер, транспортник, и никто не уронил чести родителей. Интересный факт семьи Ахметшиных, у всех 4 сыновей жены были по профессии учителями: начальных классов, английского языка, французского языка, преподаватель медицинского колледжа.

Один из сыновей сельских учителей Ахметшиных -  Мурат Мубарякович,  29.12.1941 года рождения, начал свою трудовую деятельность учителем физической культуры и машиноведения в Верхне-Бишиндинской средней школе Республики Башкортостан, работал учителем физической культуры и преподавателем основ производства в Кандринской средней школе № 2  Башкирской АССР. А в 1968 году Мурат Мубарякович приехал покорять северные просторы и трудовую деятельность связал уже не с педагогической специальностью.

В 1968 году он стал свидетелем рождения нашего родного города Нефтеюганска из маленького поселка нефтяников. Из его рассказов мы узнали, что ехали сюда самые сильные и упрямые молодые люди на нефтяную целину. Они мечтали построить здесь достойную и счастливую жизнь, жили в балках и вагончиках. Они учились правилам Севера, преодолевали суровый Югорский климат. И, выдержав испытания Севером, остались здесь навсегда. Мурат Мубарякович говорил, что главными ценностями в выборе жизненных ориентиров для них были мужество, дружба, самоотдача. «Мы гордо называли себя Северянами, жителями сурового, но богатого нефтяного края».

С 1968 года Мурат Мубарякович работал  главным инженером автоколонны, а затем  начальником отдела материально- технического снабжения УТТ – 1. С 1999 г по 2011 год находился на заслуженном отдыхе. За освоение Сибири, многолетний труд он имеет звание и медаль «Ветеран труда».

Жена Ахметшина Мурата Мубаряковича  - Асия Шарифьяновна, учитель иностранных языков, родилась 08 августа 1945 г. в п. Кандры Республики Башкортостан.

Асия Шарифьяновна окончила Бирский педагогический институт. Педагогическую деятельность начала в Республике Башкирия в «Серафимовской -  средней школе № 1», где проработала с 1967 г по 1973 г.

В северный город Нефтеюганск приехала 20 августа 1973 года, где начала работать учителем иностранных языков в школе № 3.

С 1975 г. по 1985 г. работала в школе-интернат учителем немецкого языка. Асия Шарифьяновна часто вспоминает как учила детей нефтяников из поселков Каркатеевы, Мамонтовский, Чеускино, Пойковский Нефтеюганского района. Среди ее учеников были и дети коренных народов севера ханты, манси, ненцы. В их поселках в те годы ещё не было школ. Построили их спустя многие годы.

С 1985 г. по 2009 г. Асия Шарифьяновна работала учителем французского языка в школе № 9.В настоящее время на пенсии.

Многие ее выпускники стали продолжателями педагогического труда. Среди бывших учеников есть преподаватели французского языка, а также гиды-экскурсоводы, переводчики, работники иностранных фирм в г. Москве. В письмах и открытках они благодарят Асию Шарифьяновну за знания и воспитание, которые получили от нее. Про работу Асии Шарифьяновны написали в местной газете «Здравствуйте, Нефтеюганцы!», статья «Прекрасные «иностранцы».

Асия Шарифьяновна имеет звания «Отличник народного просвещения» и «Ветеран труда». Она награждена множеством грамот за многолетний добросовестный труд в системе образования, большой вклад в развитие системы образования города Нефтеюганска, педагогическое мастерство и творческий поиск.

По ее примеру связали свою жизнь с педагогикой и школой двое ее дочерей Ахтямова (Ахметшина) Ханна Муратовна и Ахтямова (Ахметшина) Гульнара Муратовна.

С 2007 года Гульнара Муратовна работает педагогом дополнительного образования МБУ ДО ЦДО «Поиск» г. Нефтеюганска, руководит объединением «Информационные технологии». Ежегодно обучение в объединении с большим интересом проходят около 100 обучающихся  в возрасте от  8 до 15 лет. На занятиях для детей предметом изучения становятся разные типы компьютерной графики (векторная и растровая), учащиеся средних и старших классов получают возможность освоить профессиональные тонкости работы с различными графическими редакторами и познакомиться с необходимыми для веб-дизайнера инструментами. Под руководством Гульнары Муратовны воспитанники объединения «Информационные технологии» также решают типовые задачи компьютерного дизайнера в области подготовки полиграфической продукции и сферы мультимедийных публикаций. Наряду с возможностью самореализации через творчество, ребята получают необходимые профессиональные навыки, которые могут послужить основой выбора будущей профессии. Учащиеся объединения «Информационные технологии» постоянные победители и призеры международных, всероссийских, региональных и городских конкурсов. 

            Гульнара Муратовна увлекается фотографированием. Город Нефтеюганск через объектив ее фотоаппарата радует жителей города, красивые кадры городских пейзажей размещают городские паблики социальной сети «ВКонтакте».

Ханна Муратовна  с 1999 года работает в МБОУ «СОШ № 14» г. Нефтеюганска заместителем директора и педагогом-психологом. Ханна Муратовна помогает ученикам разобраться в особенностях их характера, учит ребят дружеским отношения, бесконфликтному общению. А их родителям помогает лучше понять своих детей, выстраивать с ними доверительные отношения, обучая основам детской психологии и педагогики, организуя школьный родительский клуб, школьный центр психолого-педагогической и социальной помощи, психолого-педагогический консилиум.

Ханна Муратовна своим детям и ученикам всегда говорит, что если чего-то очень сильно захотеть и стремиться к этому, наметить план действий, стараться его выполнить, то это непременно сбудется. Ведь у неё так и получилось в выборе ее профессии.

Перелистывая страницы детства, Ханна Муратовна понимает, насколько, с самого раннего возраста, им с сестрой стала близка профессия педагога. Именно мама научила  восхищаться учительским трудом. Поэтому вопрос о выборе профессии был однозначен. Уже с 1 класса, возвращаясь после уроков домой, сестры играли с куклами и младшими братьями в школу, на каждого из них вели дневник, журнал и настоящие тетради, проводили с ними уроки, выставляли отметки. Ну а вместе с мамой и ее учениками ходили в походы, участвовали в школьных праздниках. Добросовестный, творческий, бескорыстный и такой интересный труд мамы был всегда перед глазами.

Ханна Муратовна помогает учащимся школы проявить себя в интеллектуальных и творческих конкурсах и конференциях, олимпиадах. А молодые педагоги под ее наставничеством становятся победителями и лауреатами профессиональных конкурсов «Учитель года» в номинациях: «Педагогический дебют», «Флагманы образования». Гульнара Муратовна и Ханна Муратовна награждены грамотами и благодарственными письмами за вклад в развитие системы образования города Нефтеюганска, педагогическое мастерство и творчество.

На этом древо учителей Ахметшиных-Ахтямовых не заканчивается.

Пример семьи стал ориентиром выбора будущей педагогической профессии и для Ахтямовой Элины, младшей дочери Ханны Муратовны. В настоящее время Элина является студенткой 4 курса Сургутского государственного педагогического университета, факультета психологии и педагогики.

Династия педагогов – веление души. Гордость своей профессией.