​О ГЛАВНОМ В ДОПОБРАЗОВАНИИ

Конкурс «Педагогический потенциал Югры» по направлению «Лучшие практики дополнительного образования» стартовал в Региональном модельном центре дополнительного образования детей Ханты-Мансийского автономного округа – Югры на базе Сургутского госуниверситета. Более 60 педагогических проектов заявлено на конкурс. В финал, который пройдет в онлайн-режиме 8 ноября, допущено 25 работ из 11 муниципальных образований Югры.
О конкурсных работах, основных ошибках, идеальном портрете педагога допобразования и не только рассказала эксперт со стажем работы в этой сфере более 40 лет Лариса Ткачева. Говоря о современном российском допобразовании, Лариса Николаевна делает акцент на командной и лидерской работе с детским сообществом: «Задача педагога допобразования – научить детей поддерживать друг друга, договариваться, принимать решения, выходить на цели. Объяснить, где надо вставать в лидерские позиции, а где подчиниться. И наилучшим образом это отрабатывается в системе детских сообществ. Все конкурсные работы выполнены на высоком профессиональном уровне. Эти люди любят то, что делают, и очень серьезно погружены в содержание образовательного процесса».

– Лариса Николаевна, каким Вы видите будущее допобразования в России?

– Индивидуализированнным, потому что все-таки все его практики показывают, что допобразование в большей мере влияет на профориентационные задачи ребенка и на его личностное становление. Школа как институт более жестко задана, ЕГЭ регламентирует любые действия педагога и ребенка. А допобразование в этом смысле больше может помочь ребенку найти себя. По сравнению с другими регионами, Югра одна из первых вышла на преобразование системы допобразования. Это был пилотный вариант, когда вводили сертификаты дополнительного образования как способ оплаты кружков и секций для детей от 5 до 17 лет включительно. Что открыло большие возможности детям. Автономный округ первый перешел на задачу трасфера допобразования в общее образование. Весь частный сектор, который зашел в образование, делает программы более лаконичными и под реальный результат.

– Каков, на Ваш взгляд, идеальный портрет педагога допобразования?

– Это точно неугомонный и коммуникабельный человек, который все время настроен на познание. Быстро адаптируется к новым реалиям. Он способен удержать интерес другого человека. Умеет услышать и увидеть, что надо другому и создать широту возможностей.

– Чем нужно руководствоваться при выборе кружков допобразования?

– Затруднение заключается в следующем: родитель, обеспокоенный образовательными достижениями ребенка в школе, ищет такие вспомогательные курсы допобразования, которые усилят ребенка в школе. Зачем? Надо различать, что дает удовлетворение образовательной самостоятельности ребенка. Личный интерес самого ребенка, а не желание родителя должен играть решающую роль!

– Какие советы Вы бы дали конкурсантам для достижения победного результата?

– Первое – нужно хорошо понимать границы своего проекта. Второе – быть убедительным, не в формализованных словах: социализация, демократизация, ФГОСы и т.д. Не в формализованной части суть, а в том, что педагог хорошо видит конечный результат. Результат не должен заключаться в грамотах и первых местах – это признание! Третье – когда понимаешь уникальность своей программы, понимаешь и в чем уникальность ребенка. Если этого осознания нет, то и результата не будет. Помните, что вы не с методикой, а с конкретными людьми работаете! Покажите, что происходит с ребенком и их родителями, а также с педагогическим коллективом. Сегодняшнее допобразование направлено на создание открытой и творческой среды. Мы живем и развиваемся в обществе, конечно, человек может быть гением и в то же время быть несчастным и непринятым им. А допобразование создает богатую среду и помогает ребенку самореализоваться.

Источник: СурГУ